Вызов врача на дом
КРУГЛОСУТОЧНО БЕЗ ВЫХОДНЫХ

+ 7(495) 747-77-05   +7 (495) 995-06-32   +7 (985) 253-44-69

Московская Городская Ветеринарная Помощь

Дрессировка собак



Только дрессированная и хорошо воспитанная собака становится настоящим другом человека. Процесс дрессировки, или выработки у собак комплекса определенных навыков, складывается их двух этапов: общего курса дрессировки, то есть выработки общедисциплинарных навыков и специального курса дрессировки, с помощью которых на базе общедисциплинарных вырабатываются специализированные навыки.

Цель общей дрессировки — выработать у собаки навыки, делающие ее дисциплинированной, послушной, управляемой, обеспечивающие ей нормальную социализацию. Большинство этих навыков нужны всем собакам: и служебным, и охотничьим, и комнатно-декоративным. К тому же они служат базой для дальнейшего воспитания собаки, выработки у нее специальных навыков, необходимых для различных собачьих профессий. Дрессировку собак с полной нагрузкой начинают с 8-10-месячного возраста. Но наиболее эффективной она будет, если начальные условные рефлексы выработаны еще в щенячьем возрасте.

Дрессировкой называется последовательное приучение собаки к выполнению определенных действий по различным сигналам (голос, жесты, звук свистка, рога, шорохи, определенные запахи и т. п.)

Требования к дрессировщику

Успешная дрессировка собаки обеспечивается настойчивостью и требовательностью дрессировщика при внимательном, добром отношении его к собаке. Он должен знать основы и принципы дрессировки, уметь своевременно поощрять правильные действия собаки, запрещать ошибочные, хорошо владеть интонациями своего голоса, жестами, правильно подавать команды.
Команды

При дрессировке и работе с собакой приняты определенные слова — команды. Как правило, команда должна быть звучной, короткой, на родном языке дрессировщика или владельца собаки.

Следует строго соблюдать различные интонации голоса дрессировщика, подающего команду собаке: приказная — отдаваемая спокойным, ровным голосом; ласковая — поощрение правильных действий собаки, команда «хорошо!», сглаживание; угрожающая — повторение не выполняемой собакой команды угрожающим, настойчивым тоном, без крика, после чего при неисполнении следуют рывок, нажим, удар.

Интонация приказной команды изменяется для возбуждения собаки, преследующей зверя, нарушителя и при запрещении нежелательного действия. Команда «фу!» («нельзя!») всегда произносится строгим, угрожающим тоном.

Методы дрессировки

Метод дрессировки собак — это совокупность приемов, при помощи которых у собаки вырабатываются разнообразные навыки. Традиционно принято выделять несколько основных методов:

Механический метод.

Этот метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействием: нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения собакой всех команд, но этот метод применим только к сильным, уравновешенным или инертным собакам. В основном он применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков.

Главный недостаток метода — в результате сильных раздражителей могут разрушаться нормальные отношения, основанные на привязанности и доверии собаки к человеку. Собака нередко боится дрессировщика, но покорно выполняет его команды, делая это по принуждению, без заинтересованности в работе.

Вкусопоощрительный метод основан на пищевом раздражителе. Так, обучая собаку приему посадки, дрессировщик показывает ей лакомство, которое держит в руке, поднятой над её головой. Желая получить лакомство, собака, чтобы лучше видеть его, садится и в тот же момент получает лакомство. При этом методе легко устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой и быстро образуется вырабатываемый у неё условный рефлекс. Недостаток вкусопоощрительного метода состоит в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки. Постоянно подкармливаемая собака теряет интерес к занятиям и выполняет команды неохотно, неточно и без необходимой выдержки. Этот метод нередко практикуется при обучении комнатных собак игровым навыкам.

Контрастный метод дрессировки характерен применением раздражителей механического и вкусопоощрительного метода. Действуя раздражителем механического метода, без особой силы и грубости заставляют собаку принять ту или иную позу, после чего немедленно дают ей лакомство. Контрастный метод объединяет положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, при нем контакт дрессировщика с собакой наиболее прочен. Это основной и широко распространенный метод дрессировки собак.

Подражательный метод особенно распространен в пастушьей службе и в некоторых видах охотничьего собаководства. При этом методе в работе взрослых собак участвуют щенки. Они учатся охранять стадо, преследовать зверя и т. д. Этот метод применяют и при дрессировке молодых собак, предназначенных для караульной службы. Их ставят на пост вместе со взрослой караульной собакой или вблизи нее.
Раздражители собаки

Раздражители - это все, что воздействует на рецепторы собаки. В дрессировке применяются самые разные раздражители:
Звуковые: голос дрессировщика, подающего команды, свист, хлопки и т.п.

Произнося команды, следует соблюдать следующие правила: команда дается четко и уверенно. Исключите многословие, отвлекающее внимание собак. Кроме того, на протяжении всего курса дрессировки команды должны оставаться неизменяемыми. Никаких синонимов и упрашиваний быть не должно! Собак, предназначенных для защитно-караульной и патрульно-постовой службы нужно постепенно приучать к выполнению команд, произносимых тихим, приглушенным голосом.

  • Зрительные: жесты, поза дрессировщика, форма и размеры предметов, одежда и т.п.
  • Обонятельные: запах человека, вещей, пищи и т.п.
  • Пищевые: мясо, хлеб, сахар и т.п.
  • Осязательные: давление рукой, воздействие поводком, удар хлыстом.

Поводок является основным средством управления поведением собаки. С его помощью сдерживают самовольные движения собаки, а также заставляют ее отреагировать на команду. Эффективность воздействия поводком зависит от умения дрессировщика во время перехватывать его на нужном от ошейника расстоянии, обычно одной рукой, опуская остальную часть поводка на землю. Быстрое движение руками необходимо также для того, чтобы поощрить собаку лакомством или лаской.

Не в коем случае не следует, наказывая собаку, бить ее поводком! Вместе с этим на собаку воздействуют сложные комплексы раздражителей: дрессировщик, его помощник, сопутствующие условия. Раздражителями могут стать также мимика лица, интонация голоса, поза и движения дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, так как у нее эти сигналы ассоциируются с болевым воздействием. Но самым сильным раздражителем для собаки, бесспорно, является дрессировщик (см. рис.), его голос, движения, индивидуальный запах.

Восприятие собакой дрессировщика как комплексного раздражителя.

Безусловными являются раздражители, которые вызывают проявление безусловного рефлекса. К ним относятся осязательные и пищевые. Пищевой раздражитель будет эффективным в том случае, если дрессировку проводят до кормления, или через 4-5 часов после него. Механические раздражители лучше применять реже пищевых.

Условными или сигнальными раздражителями являются те, которые стимулируют проявление условного рефлекса. К ним относятся:

  • Команды и другие звуковые сигналы;
  • Жесты и позы дрессировщика;
  • Запах человека, пищи, вещей и других предметов окружающей обстановки;
  • Поза животного;
  • Время;
  • Основные правила дрессировки

Дрессировщик во всем комплексе его влияния на собаку (голос, жесты, характер движения, выражение лица, вид его одежды, присущий только ему индивидуальный запах) является для нее главным и сильнейшим раздражителем. Правильные взаимоотношения, прочный контакт между дрессировщиком и собакой внешне характеризуются неослабным наблюдением собаки за дрессировщиком, доверчивым быстрым подходом к нему, полным послушанием и отсутствием боязни. Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика. Порывистые, резкие, лишние (например, топанье ногой) движения могут вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику.

При организации и проведении дрессировки собак необходимо:

  • Знать особенности поведения собаки, ее характер (ласковый, недоверчивый, злобный);
  • Вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей;
  • Тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс у собаки, строго соблюдая условия его образования;
  • Не изменять слов команды, жестов и сигналов, отдавая их четко и единообразно. Менять интонации команды в соответствии с поведением собаки;
  • Непременно поощрять каждое правильное действие собаки;
  • Разнообразить занятия и в ходе их внимательно следить за заинтересованностью собаки работой и за се физическим состоянием;
  • Помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на четкое исполнение команды, жеста или сигнала, умело и вовремя поощрять собаку;
  • Четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. При этом соответственно изменяется и поведение самого дрессировщика: на занятиях он должен быть подтянутым, иметь деловой вид. Тон команд —
  • приказной, требовательный, настойчивый. В перерывах необходимо предоставлять собаке свободу движений, играть с ней.

При однообразной последовательности исполнения команд у собаки образуется стереотип. Например, сначала посадка, укладка собаки, потом прыжки через препятствия, затем подача голоса и снова повторение их в том же порядке. Через несколько занятий собака, выполнив первую команду «сидеть!», исполняет остальные сама в той же последовательности без команд. Проведение занятий на одном и том же месте, в одно и то же время создаст у собаки такую условную связь, при которой она исполняет команды (работает) только на этом месте и только в это время. Появление помощников дрессировщика на занятиях в одних и тех же тренировочных костюмах приучает собаку реагировать на человека, одетого в такую одежду.

Общая начальная дрессировка

Общая начальная дрессировка необходима для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения ее в различных условиях жизни и работы.

Для собак всех пород и назначений обязательными навыками являются:

  • знание владельца (вожатого, проводника) и присвоенной собаке клички;
  • безотказный и охотный подход собаки к дрессировщику по команде, жесту или сигналу;
  • приучение собаки к снаряжению;
  • свободное состояние после разрешающей команды;
  • прекращение нежелательных действий собаки;
  • хождение собаки рядом с дрессировщиком;
  • отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним;

Для некоторых служебных, охотничьих и части комнатных собак дальнейшими навыками начальной дрессировки будут:

  • посадка;
  • укладка;
  • стояние;
  • подача голоса;
  • апортировка;
  • преодоление препятствий;
  • возвращение на место;
  • охрана вещи;
  • плавание;
  • равнодушное отношение к выстрелам;
  • ползание.

Характерные ошибки дрессировщика

  1. Неправильная система обучения отдельным навыкам.
  2. Незнание дрессировщиком причин отказа или плохого выполнения команды собакой, особенностей поведения собаки, се характера, физического состояния в данный момент.
  3. Оценка поведения собаки как действий человека (очеловечивание собаки) — наиболее частая и грубейшая ошибка малоопытных дрессировщиков, натасчиков и любителей собак.
  4. Равнодушное отношение к дрессировке, работа по шаблону, без оживления занятия поощрением, игрой, свободной прогулкой и т. д.
  5. Невнимание дрессировщика-натасчика к проявлению врожденной склонности собаки, несвоевременное и неправильное поощрение этого проявления (например, потяжка собаки на птицу, облаивание зверя или приближающегося постороннего человека и т. п.)
  6. Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, применять безусловные и условные раздражители, своевременно закреплять поощрением правильные действия собаки.
  7. Плохая отработка самим дрессировщиком техники подачи команд, жестов и сигналов, нарушение единообразия в их применении, что путает собаку и задерживает образование вырабатываемого у неё условного рефлекса.
  8. Замена команды созвучным или близким к ней словом (вместо команды «сидеть!» то «садись!», то «сядь!»), нечеткая подача команды и т.п.
  9. Небрежность в обращении с собакой на занятии: наступание на лапы, случайные удары поводком или его карабином по голове; неумелое использование и подгонка применяемого при дрессировке снаряжения.

Дата публикации: 2011-06-05 14:05:23


© Горбачева Анна, Ветеринарный врач - фельдшер
Московская городская ветеринарная помощь
Вызов врача на дом: (495) 995-06-32, (495) 747-77-05.
Оставить комментарий